Аккредитация Минтруда №4328

Лицензия Мин. образования № 07677

РАБОТАЕМ ПО ВСЕЙ РОССИИ

8 (800) 707-28-53

+7 938 426 43 56

КАК ВЕРНУТЬ СВОИ ДЕНЬГИ?

Где взять деньги на специальную оценку условий труда, медосмотры, спецодежду, обучение и прочие мероприятия по охране труда? Эти вопросы волнуют многих предпринимателей. Согласно Трудовому кодексу работодатель обязан обеспечивать охрану труда на предприятии, конкретный комплекс мер зависит от специфики производства. Однако такие мероприятия, как специальная оценка условий труда, приобретение средств индивидуальной защиты, проведение медицинских осмотров, проведение обучения персонала в учебных центрах или санаторно-курортное лечение работников, очень дороги, но проводить их необходимо. Как правило, многие компании могут выделить на это лишь ограниченные средства, потому в рамках государственной политики, направленной на повышение заинтересованности предпринимателей в создании безопасных условий труда, некоторые мероприятия финансируются за счет ФСС.

Одно из основных препятствий при обеспечении работников безопасными условиями труда – недостаточное финансирование. Поэтому ФСС пошел навстречу работодателям, частично компенсируя некоторые из их расходов на охрану труда.

Как известно, каждая компания ежемесячно отчисляет страховые взносы в ФСС, который осуществляет страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве. В течение календарного года эти взносы накапливаются, а по окончании года ФСС дает право любым организациямвернуть 20% страховых взносов, уплаченных в предшествующем году. Потратить данные средства можно на реализацию предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Главное условие участия в этой программе – отсутствие задолженности по уплате страховых взносов.

Каким образом осуществляется финансирование ФСС?

   Финансовое обеспечение осуществляется:

- в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 года № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» с поправками, внесенными Приказом Минтруда России от 24.05.2013 N 220н, от 20.02.2014 N 103н);

- в пределах бюджета, предусмотренного Фондом социального страхования на текущий финансовый год.

- за счет страховых взносов, подлежащих перечислению в Фонд в текущем финансовом году.

Объем средств на финансовое обеспечение не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, оплаченных работодателем в ФСС в предшествующем календарном году.

В случае если работодатель с численностью работающих до 100 человек не осуществлял в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году, финансовое обеспечение, объем средств не может превышать:

  • 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за три последовательных года, предшествующих текущему финансовому году, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем за три последовательных календарных года, предшествующих текущему финансовому году;

  • сумму страховых взносов, подлежащих перечислению им в территориальный орган Фонда в текущем финансовом году. 

                                                    На что потратить средства?

Любая организация может использовать 20% «своих» взносов в ФСС на следующие мероприятия:

а) проведение специальной оценки условий труда;

б) реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов (уровней запыленности и загазованности воздуха, шума, вибрации и излучений) на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

в) обучение по охране труда следующих категорий работников:

- руководителей организаций малого предпринимательства;

- работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда;

- руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;

- руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;

- членов комитетов (комиссий) по охране труда;

- уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;

г) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ), а также смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ или предложениями по улучшению обеспеченности СИЗ, указанными в протоколе оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте, оформленном по результатам специальной оценки условий труда;

д) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

е) проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

ж) обеспечение лечебно-профилактическим питанием (ЛПП) работников (в соответствии с Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 № 46н);

з) приобретение приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры) для водителей;

и) приобретение приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов);

к) приобретение аптечек для оказания первой помощи.

Страхователь (работодатель) имеет право выбрать любое (или несколько) из перечисленных направлений. Главное, чтобы расходы на проведение мероприятий не превышали максимальную сумму компенсации.

Условия получения финансирования

Чтобы вернуть часть средств, перечисленных в ФСС, и направить их на осуществление мероприятий по охране труда, организации нужно до 1 августа календарного года обратиться с заявлением о финансировании предупредительных мер в исполнительный орган ФСС по месту регистрации.

Примечание:

Для информирования работодателей ФСС ежегодно (в июне - июле) выпускает разъяснительные письма, в которых подробно описывает порядок и сроки подачи документов на финансирование, а также правила их заполнения.

К заявлению прилагаются:

- план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, разработанный с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников), с указанием суммы финансирования;

- копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников).

Для обоснования финансового обеспечения проведения специальной оценки условий труда работодатель дополнительно к прилагаемым к заявлению документам представляет документы (копии документов):

- копию приказа о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда;

- копию гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с указанием количества рабочих мест, в отношении которых проводится специальная оценка условий труда, и стоимости проведения специальной оценки условий труда на указанном количестве рабочих мест;

В случае финансового обеспечения мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда:

- копию отчета о проведении специальной оценки условий труда, подтверждающего превышение предельно допустимых уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на соответствующих рабочих местах;

- копию отчета о проведении специальной оценки условий труда на соответствующих рабочих местах после реализации соответствующих мероприятий и свидетельствующего о снижении класса (подкласса) условий труда на соответствующих рабочих местах;

- копии документов, подтверждающих приобретение организацией соответствующего оборудования и проведение работ по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

- в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, не требующих приобретения оборудования – копию договора на проведение соответствующих работ.

Документы рассматриваются в ФСС в течение 10 рабочих дней (для работодателей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 8 000 тыс. рублей) или в течение 18 рабочих дней (для работодателей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 8 000 тыс. рублей).

После рассмотрения документов принимается решение об объеме финансирования (или об отказе в нем), которое в трехдневный срок с момента его принятия направляется страхователю (в случае принятия решения об отказе в финансовом обеспечении – с обоснованием причин отказа). Отказ в финансовом обеспечении возможен в том случае, если у компании имеется задолжность по уплате страховых взносов, пени или штрафы, не погашенные на день подачи заявления, либо если представленные документы содержат недостоверную информацию.

Важно знать!!!

Специальная оценка условий труда (СОУТ) – основная мера, позволяющая оценить  данные условия. По результатам именно этой процедуры составляются планы мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными требованиями. Потому проведение данной оценки является гарантией того, что сотрудники ФСС примут документы к рассмотрению. Нигде не указано, сколько именно рабочих мест должно быть аттестовано на момент обращения (все или несколько), но работа в этом направлении должна быть уже начата. Компании, которые еще не провели СОУТ, могут рассчитывать только на финансирование уже состоявшихся мероприятий, в отличие от страхователей, ранее проводивших СОУТ и имеющих право претендовать на финансирование текущих мероприятий.

Встречаются ситуации, когда договор на проведение каких-либо мероприятий по охране труда заключается в текущем году, а работы проводятся в следующем. В частности, СОУТ может длиться несколько лет. Если договор был заключен, скажем, в 2014 году, а сама процедура прошла в 2015 году, считается, что СОУТ осуществлялась в течение двух лет, и ФСС не будет компенсировать такие расходы. Чтобы вернуть по­траченные деньги, нужно поступить следующим образом: заключить договор с аттестующей организацией на несколько лет и проводить процедуру частями по дополнительному соглашению, которое регламентирует объем работ на каждый год.

Приведем в пример еще один распространенный случай. Компания выбирает в качестве цели финансирования закупку СИЗ. Обеспечение такими средствами осуществляется в соответствии с типовыми отраслевыми нормами, потому в прилагаемом комплекте документов необходимо указать, согласно каким требованиям нужно приобрести именно эти средства.

Однако часто бывает так, что работодатель совместно с профсоюзным или иным органом, уполномоченным трудовым коллективом, принимает решение об увеличении выдачи СИЗ или замене предусмотренного нормами средства на более современное. Ничего противозаконного в этом нет, напротив, компания улучшает условия труда работников сверх норм, установленных законодательством. Но в данном случае ФСС потребует предоставить принятые организацией документы, регламентирующие обеспе­чение сотрудников такими средствами. Выдаваемые работникам СИЗ должны быть не только в достаточном количестве, но и надлежащего качества, поэтому к комплекту документов следует приложить еще и копию сертификата или аттестата соответствия приобретаемой продукции, а также прайс-листы, счета и счета-фактуры.

Обратите внимание, что документов на возврат средств ФСС потребуется много: копии протоколов соглашений, лицензий, сертификаты, результаты проведенных мероприятий по охране труда, прайс-листы, счета-фактуры... Но это обоснованное требо­вание: может возникнуть ситуация, при которой работодатель, например, приобрел СИЗ исходя из их низкой стоимости и не спросил при покупке сертификата, а в ходе эксплуатации этих средств работники получили травму.

Более того, если компания получит разрешение на такое финансирование, а в ходе проверки выяснится, что во время проведения мероприятий были нарушены требования законодательства, ФСС будет вынужден взыскать со страхователя недостающую сумму, да еще с процентами за несвоевременную оплату.

Поэтому пакет документов целесообразно приносить в ФСС не в последний день приема. На практике часто бывает, что при оформлении документов допущены неточности или не выполнены условия получения компенсации, а исправить ошибки уже нет времени.

Ответственность работодателя при использовании финансирования

Работодатель ведет учет средств, направленных на финансовое обеспечение в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган Фонда отчет об их использовании.

После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в территориальный орган Фонда документы, подтверждающие произведенные расходы.

Работодатель несет ответственность за целевое и в полном объеме использование сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения предупредительных мер и в случае неполного использования указанных средств сообщает об этом в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации до 10 октября текущего года.

Расходы, фактически произведенные работодателем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов.

 

Результаты действия программы

ФСС активно пропагандирует механизм экономической заинтересованности работодателей, однако возможность такого финансирования используют, к сожалению, далеко не все. Как правило, причина кроется в отсутствии информации о данной возможности и в том, что руководство небольших фирм по разным причинам не стремится воспользоваться этим видом финансирования, хотя специализация таких компаний предполагает проведение мероприятий по охране труда. Некоторые же страхователи не находят времени, чтобы подготовить необходимые документы.

Адрес: 350075 Краснодар, Сормовская улица, 1, офис 314

График работы:

пн - пт с 09:00 до 18:00

перерыв: с 13:00 до 14:00

Телефоны:

+7 (938) 426-43-56

8 (800) 707-28-53

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ГАЛЕРЕЯ НЕУДАЧНЫХ РЕШЕНИЙ

Сервис обратного звонка RedConnect